Как заработать в исторической реконструкции Тк работаю викингом уже почти 20 лет, хочу поделиться сакральной мудростью. Точнее, накопившимся опытом. Сразу с места в карьер без постановки проблематики. Основные виды деятельности, которые могут гарантировать вам заработок в историческом движении: 1. Производство товаров 2. Продажа товаров 3. Анимация 4. Организация мероприятий Рассмотрим подробнее: 1. Производство. Вы можете освоить изготовление предметов, как востребованных реконструкторами, так и людьми интересующимися историей. Это может быть пошив костюмов, изготовление доспехов, украшений, посуды, шатров, котлов и т.д. - не буду останавливаться подробно на номенклатуре товаров, расскажу сразу на что надо обратить внимание при организации процесса работы и распределения своих усилий. Помните, время у вас ограничено, а конкуренция всё время растёт. На данный момент, рынок реконструкции довольно свободен и здесь нет серьёзной конкуренции. Но, это не значит что всё так и останется через несколько лет, конечно, нет. Поэтому, важно сразу построить план своих действий на несколько лет вперёд или скорректировать имеющийся. Основной ресурс в любой работе - время. Трудочасы, затраченные человеком или коллективом. Поэтому ,о времени и поговорим. Определитесь что вам ближе - делать интересные лично вам сложные проекты, повторяясь как можно реже, либо вы готовы под сериал или подкаст в наушниках шпарить крупные серии каждый день. Главное - Феррари никогда не заработает столько же, сколько зарабатывает Форд. Поэтому, хотя для большинства ответ очевиден - эксклюзивные вещи делать интереснее, по деньгам выгоднее как раз второе - массовое производство. Иначе не случилась бы у нас индустриализация. Тем не менее, Энцо Феррари прожил 90 лет и умер миллионером. Так что, дух средневековых городских мастерских и артелей жив и в наше время. На эксклюзивных вещах тоже можно хорошо зарабатывать. В итоге, для вас существует два пути: 1. Дорого, долго, много общения с клиентом. Можно либо сделать что угодно по запросу клиента, либо создавать несколько шедевров в год по своим собственным пожеланиям и продавать их за большие деньги. 2. Дёшево, минимальный выбор и минимальная кастомизация или её отсутствие, большие запасы в наличии или очень быстрое производство для выполнения заказа, минимум общения с клиентом. Пришёл, выбрал, купил. Если вы освоите массовое производство однотипных изделий с минимумом кастомизации и с невысокими ценами, ориентируясь на массового потребителя, вы заработаете больше и быстрее, чем те, кто делают долго, дорого, круто и с учётом всех пожеланий заказчика. Общение с заказчиком и поиск клиента - это многочасовая работа, которую многие недооценивают. Вы или сводите это общение к минимуму, ставя клиента перед ограниченным, но простым и понятным выбором из товаров, которые вы можете ему отправить прямо сегодня, либо ставите высокие цены, чтобы компенсировать затраченное на общение и поиск время, на индивидуальную работу по созданию эксклюзива или кастомизации серийной вещи. А если ваша цена высока, то и изделия должны обладать высоким качеством, а подход должен быть эксклюзивным. Как Феррари. Совместить это не получится. Точнее, вы можете одновременно делать и много массовых дешёвых вещей и мало дорогих эксклюзивных, но, не получится сделать много недорогого эксклюзива или ломить высокую цену за массовый товар. Тратить время на внесение небольших изменений в серийный товар, удовлетворяя пожелания заказчика, при этом, сохраняя низкую цену серийной вещи тоже субоптимально. Отвлечение от производства серии даже для внесения незначительных изменений априори требует дополнительного времени и уже должно подразумевать повышение цены. Например, делаете 100 одинаковых колец литьём, но вас попросили сделать одно кольцо в виде дракона из вашей серии без крыльев или банально изменить размер на тот, какого у вас нет в серии. Это уже индивидуальная работа. Всё, цена должна быть выше, тк за то время что вы отрежете на восковке кольца-дракона крылья вы могли нашлёпать пару десятков восковок в серии. Я ни раз видел как начинающие мастера ставят низкие цены, при этом занимаются индивидуальными заказами, стремятся учитывать пожелания клиента, делают всё, чтобы ухватиться за каждый заказ, сами себе сбивают цену, а потом удивляются, почему они мало зарабатывают и у них нет времени ни на что, постоянно горят сроки, при этом работают с утра до вечера и в итоге бросают ремесло. Как раз поэтому - они не учитывают время на поиск заказчиков и общение, индивидуальную работу. Нельзя на индивидуальном подходе выиграть низкой ценой, это просто не получится. В сегменте эксклюзивных вещей победят те, кто не стесняется ставить высокие цены. А если мы ставим низкую цену, значит, должны брать объёмами. Рассмотрим пример. Историчная обувь. 1. Эксклюзивный подход. Шьёте по меркам каждого клиента. Ставите цену, вкладывая в себестоимость часы, затраченные на переговоры и поиск клиента. Посчитайте сколько в среднем у вас на это уходит. 2. Массовый подход. Берёте несколько самых ходовых моделей. Начните с одной. И шпарите запас самых ходовых размеров: 37, 39, 41, 43, 45. А 42 можно? Да, можно, возьмите 43, вам подойдёт. Если совсем нечем заняться и склад заполнен, сделайте 47 и 35. Но не распыляйтесь на поиск кожи желаемого заказчиком цвета, перламутровые пуговицы и пр. хотелки. Цена, естественно, ниже чем в пошиве по размерам. Но и продадите их вы гарантированно больше. Клиент приходит к вам и сразу уходит с ботами, ему не нужно ждать месяц, три, полгода. Итого. Перед тем как задуматься о том как производить, вам надо решить что вы будете производить. От этого будет зависеть ваш набор оборудования, инструментов и принципы формирования коллектива мастерской, если работаете не в одиночку. В любом случае, реализация изготовленных товаров в принципе требует времени и поэтому хорошо бы её кому-то делегировать. И тут выбор такой: продавать самим или отдавать тем, кто умеет продавать. Об этом в следующем посте. ХЗ будет он или нет, потому что мне лень писать, а вдохновение на такие вещи имеет спорадический характер. Это краткое изложение моего суммарного опыта, которое будет полезно тем кто пробует сделать историческую реконструкцию своей основной работой и для тех кто давно работает в движении, как обмен опытом. В связи с этим, интересен, конечно, ваш личный опыт. Дополняйте меня в комментариях. А лучше, расскажите как вы начали свой путь мастера, организатора или торговца. Как вы поняли что реконструкция теперь для вас не только хобби, но и желанная и любимая работа?