Как мы выбираем музыкальные коллективы для фестиваля "Былинный Берег"
В заметке я делаю разбор нескольких артистов по нашей системе. Советую посмотреть музыкантам, чтобы понять есть ли у вас шанс выступить на ББ. Спойлер - шанс есть у всех.
Ключевым фактором при выборе является востребованность музыкантов. Сколько гостей приведёт на фестиваль имя группы?
Замеряем востребованность мы следующим образом:
1. Изучаем соцсети. Размер соцсетей - это очень важный показатель. В первую очередь имеют значения размеры групп ВК, количество подписчиков на Тикток и Ютубе. Инстаграм не имеет значения, тк фактически мёртв в русском сегменте. Рутуб, Фейсбук, Твиттер, Одноклассники - слишком незначительны чтобы принимать во внимание. Но! Соцсети должны быть не только большими, но и живыми. На примере ВК - 10% просмотров на каждом посте от общего кол-ва подписчиков группы - это норма. Минимум. Если стабильно меньше, значит, в группе много мёртвых душ.
2. Смотрим количество ежемесячных прослушиваний на Яндекс.Музыке. Это важнейший показатель. Зачастую, важнее чем размер соцсетей. Можно смотреть Спотифай и другие иностранные сервисы, но их данные нерелевантны для России. Иногда для уточнения мы смотрим прослушивания в ВК, но, большой минус ВК в том что он показывает только общие прослушивания по альбомам артиста, но не показывает суммарные прослушивания за всё время или текущие общие прослушивания музыканта за месяц. Поэтому, данные ВК - это дополнительная информация для нас, но не основная.
3. Смотрим количество запросов на группу в поисковиках. На Яндексе это Вордстат, на Гугл это Гуглтрендс. Яндекс - основной источник информации, тк доминирует в России как поисковик, плюс, даёт наглядную информацию в цифрах. Гуглтрендс позволяет только сравнить разные поисковые запросы относительно друг друга, не давая конкретных цифр по запросам - всё равно полезен как дополнительный источник.
Вторым важным фактором является соответствие формату фестиваля.
Наш музыкальный формат привязан к исторической основе фестиваля.
Мы готовы взять любого артиста любого жанра, но! В первую очередь нас интересуют группы, исполняющие фолк музыку, в текстах апеллирующие к теме и эстетике Древней Руси и эпохи викингов, средневековья, традиционной культуры и мифологии.
Понятно что таких групп, тем более, работающих в жанре фолк, тем более, отвечающих критериям востребованности, в принципе в России немного. Не имея в данный момент возможности пригласить иностранных артистов, таких как Вардруна или Амон Амарт, например, чтобы продолжать расти мы расширяем формат и приглашаем популярных артистов близких по духу и востребованных у нашей аудитории, таких как Ария, например.
Разберём примеры
Возьмём для рассмотрения идеально подходящую нам группу Сколот, менее подходящую нам группу Ария и совсем неподходящего нам Филиппа Киркорова.
Что мы видим?
У Сколота в данный момент ~60 тысяч прослушиваний на Яндекс.Музыке, 34 тысячи подписчиков в ВК, всего 6 тысяч подписчиков на Ютубе и нет Тиктока, что на сегодня большое упущение. Это сопоставимые показатели с группой Тролль Гнёт Ель. Но, всё познаётся в сравнении. У Нейромонаха Феофана 360 тыс. прослушиваний, 152 тыс. в ВК, 290 тыс. на Ютубе, причём, группа имеет 86 млн суммарных просмотров на Ютубе, в то время как у Сколота 1 млн просмотров в сумме. Хотя, отдельные перезаливы песен Сколота на Ютубе собирают миллионы просмотров каждый.
Добавлю для сравнения метрики Мельницы: 420 тыс. прослушиваний, 119 тыс. в ВК, 78 тыс.(и 33 млн просмотров) на Ютубе.
Кол-во поисковых запросов в месяц(по данным Вордстат): Сколот - 16677 запроса, Тролль Гнёт Ель - 8668 запросов, Нейромонах Феофан - 32405, группа Мельница - 18639.
Гуглтрендс следующим образом распределяет количество запросов в Гугл относительно друг друга: Мельница - 75 баллов, Феофан - 19, ТГЕ - 4 и Сколот - 4.
Промежуточный вывод: ТГЕ и Сколот - крепкие группы, тематически подходящие нам, востребованные и являются основой фестиваля. Мельница и Нейромонах Феофан значительно востребованнее и могут занимать позиции хедлайнеров на "Былинном Берегу"
Едем дальше. Ария.
Метрики: 1,5 млн прослушиваний на Яндекс.Музыке, 265 тыс. в ВК, на Ютубе 191 тыс. подписчиков и 162 млн суммарно просмотров.
Схожие метрики имеют Кипелов, Наутилус, ДДТ, Radio Tapok - это несомненные лидеры рок-сцены России и бывшего Союза.
Сколько было копий сломано в комментах группы ББ под анонсом Арии. Но, именно таргетированная реклама на аудиторию этой группы стала лидером по прямому приросту новой аудитории фестиваля, выражающейся в новых подписчиках и продажах билетов.
Вывод: Да, эта группа не играет фолк и по теме у них песен немного, на вскидку - композиция "Викинг". Тем не менее, факт в том что аудитории Арии интересен наш фестиваль и значимая часть наших гостей и участников слушают Арию. А значит, группа более чем к месту.
Филипп Киркоров.
2 млн прослушиваний на Я.М, 140 тыс. ВК, 334 тыс. подписчиков и 204 млн просмотров на Ютубе.
Это несомненная звезда федерального масштаба. Его соцсети явно отстают от уровня его известности. Очевидно, он не считает нужным развивать их.
Для сравнения, у куда более молодёжного Моргенштерна 2,2 млн прослушиваний в месяц, 2,5 млн подписчиков в ВК, 11,8 млн подписчиков и 2,3 млрд просмотров на Ютубе. В целом, это максимальные метрики для самых популярных российских артистов, чья основная аудитория - русскоязычная публика. Мало у кого по отдельным параметрам больше.
Тем не менее, большая часть аудитории "Былинного Берега" не слушает на регулярной основе Филиппа Киркорова и Моргенштерна, как и их слушателям в основном не будет интересен наш фестиваль.
Вывод: Приглашение к участию этих артистов нецелесообразно.
Да, бывают случаи, когда метрики не показательны и артист собирает регулярно крупные концерты, имея низкие показатели в интернете. В основном, потому что не занимается продвижением в сети. Такое бывает, но это редкость. Изучая потенциальных участников, мы смотрим на их гастрольную деятельность, количество концертов в году, размеры собираемых залов, средние цены на билеты. Это тоже важный признак. Но, как правило, артисты, чьи метрики в сети низки, а посещаемость концертов высока, имеют тенденцию к потере востребованности. Их мало слушает и посещает молодёжь, их аудитория не испытывает приток свежей крови. А значит, их карьера стремится к затуханию и чтобы остаться наплаву им необходимо срочно пересмотреть отношение к собственному продвижению.
Для нас такие группы - рисковый актив.
Думаю, эта информация даёт исчерпывающий ответ на вопрос о том как выступить на "Былинном Берегу", но подытожу:
1. Соответствовать формату
2. Быть востребованными
И есть ещё один секретный способ:
3. Пройти отбор. Заявки от музыкантов принимаем здесь: https://vk.com/topic-20137574_48975142
С удовольствием прочитаю мнение организаторов фестивалей, концертов и самих музыкантов. Надеюсь подчерпнуть пищу для размышлений из комментариев.